Исследование проблем белорусско-польского пограничья имеет давнюю историю, когда мастер-классы учёных для учителей и лекции для студентов и гимназистов соседнего государства постоянно позволяли учёным теоретикам и практикам обоих государств делиться научными идеями.
Выступление М.П. Жигаловой в Польше по проблеме диалога культур
Сегодня этот процесс обогащается за счёт исследования участниками НИЛ социокультурных и психолого-педагогических проблем белорусско-польского пограничья.
Постоянно публикуются материалы учёных, отражающие результаты исследования судеб и творчества поэтов пограничья (Мария Жигалова. Судьба и творчество польских поэтов Брестско-Подлясского Пограничья: история и современность // Новая Немига литературная, № 5, 2017. – С. 106-134); культурных связей художников слова (Zhyhalava M. P. Związki kulturowe Kajetan Kraszewskiego z zachodm Polesie (w granicach Białorusi) // Lublin. Kultura i Społeczeństwo, 2017 nr 4 (81). – s. 101-104 (на польском языке); Жигалова, М.П. Культурные связи Каетана Крашевского с Западным Полесьем (в границах Беларуси) / Зборнік дакладаў VI навукова-краязнаўчай канферэнцыі “ІІружанскі дыярыуш”. – Брэст: Выдавецтва БрДзТУ, 2017. – 103 с. – С.89-93).
Анализируемые художественные произведения рассматриваются учёными в этих статьях как средство общения между людьми, поколениями, народами, как средство формирования личности. Для нас было важным также, исследуя тексты, показать, как происходит образное познание и переживание мира автором и читателем, как отражается жизнь в её эмоциональном осмыслении, ибо смысл художественного произведения зависит от тех вечно новых вопросов, которые ему предъявляют читатели. При этом обязательно следует учитывать, что каждое новое поколение читателей вписывает свою страницу в историю прочтения и осмысления текста, потому что художественное произведение всегда не только передает авторскую информацию, вложенную в него извне, но и трансформирует её, перерабатывая в новую, читательскую. А она в свою очередь всегда влияет на формирование личности. Мы посчитали важным, донести эту мысль до современных учащихся, студентов, учитывать их и в ходе подготовки современного педагога. Особенно это значимо для работы педагога в поликультурной образовательной среде. Здесь обязательно необходимо отметить тот факт, что педагог, работая с текстом, должен быть готов умело интегрировать вопросы материальных и духовных ценностей, потому что именно их разумное сочетание в формировании личности и составляет основу гармонии жизни каждого человека. Об этом была написана и опубликована статья (Жигалова М.П. Интеграция материальных и духовных ценностей в подготовке учителя – филолога для работы в поликультурной среде: теоретический аспект. В кн: Подготовка педагога основного общего образования: вызовы времени и стратегии реализации: Сборник научных трудов. /Под ред. Р.А.Валеевой. – Казань: Отечество, 2017. –322с. – 116 -122).